Юридическое бюро Консультант

 

Н.К. Абуов

соискатель Российской академии

госслужбы при Президенте РФ

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 2008 г. «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» и 2009 г. «Через кризис к обновлению и развитию» [1] главный акцент во внешнеполитической стратегии сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение угроз, таких как терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, нелегальная миграция и др., исходящих, в основном, из сопредельных с регионом стран. Для решения этой задачи предполагается: во-первых, активное участие Казахстана в деятельности межгосударственных объединений — Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ); во-вторых, укрепление экономического и политического сотрудничества с соседними странами — Россией, Китаем, другими среднеазиатскими государствами; в-третьих, расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО. При этом руководство Казахстана исходит из приоритета общности основополагающих интересов, необходимости достижения взаимовыгодных и взаимоприемлемых подходов к решению любых спорных проблем [2].

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что Казахстан «должен стать мостом между Европой и Азией. Поэтому Казахстан не будет замыкаться только на Азиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Республика Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира» [3]. Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан основаны на создании благоприятных внешнеполитических условий для эффективной модернизации страны в экономической, политической, социальной сферах с учетом особого геополитического статуса Казахстана, имеющего срединное положение на евразийском континенте, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения, достаточный уровень развития экономики, таким образом, Казахстан придерживается стратегии многовекторной внешней политики.

Республика Казахстан придает огромное значение сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [4]. ШОС заявила о себе как об авторитетной организации, признанной ООН. В настоящее время территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн.кв.км, что составляет 60% территории Евразии и четвертую часть демографического потенциала мира с мощным растущим экономическим потенциалом, который, по прогнозам экспертов, в перспективе может составить половину мирового ВВП. Отличительной особенностью данной организации является то, что ее страны-участницы способны проводить самостоятельную политику. ШОС является уникальной межцивилизационной организацией, в которой представлены и сотрудничают представители таких различных цивилизаций, как буддийская, христианская, исламская. Именно в этом регионе появляется шанс не только недопущения конфликта цивилизаций, но и преодоления разногласий независимо от расовых, этнических, культурных, конфессиональных и других различий, но и есть возможность сотрудничества. С завершением институционального становления ШОС зародились новые механизмы международного сотрудничества, которые характеризуются новым качеством взаимоотношений, учетом мнения каждого члена. Наиболее ценным в деятельности организации является утверждение института принятия решений консенсусом, обеспечивающим высокий уровень доверия в сотрудничестве, стремление понять друг друга, решать вопросы путем диалога. Региональное сотрудничество в рамках ШОС по обеспечению безопасности и стабильности показало потенциал данной международной организации, ее способности решать вопросы не только на двусторонней основе, а в комплексе и с учетом интересов всех стран-участниц. ШОС доказала, что она последовательно развивает «шанхайский дух» – дух, строящийся на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов всех партнеров [5].

Организация проявила политическую волю для нахождения решения сложнейших проблем, развития сотрудничества, укрепления стабильности и добрососедских отношений. Опыт решения пограничных вопросов, накопленный в рамках «шанхайской пятерки», является достоянием мирового сообщества и по достоинству войдет в историю мировой дипломатии и прикладной политологии. Помимо противостояния «трем злам» [6] и наращивания сотрудничества в области безопасности, функции ШОС также подразумевают политическую, экономическую и культурную безопасность. В этой связи хочется подчеркнуть, что ее постоянными членами разработаны и подписаны такие основополагающие документы как Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Хартия ШОС; Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; межправительственное Соглашение о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций; долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества и План мероприятий по ее выполнению [7].

Становление молодой интеграционной структуры на пространстве Центральной Азии началось с формирования Шанхайской пятерки. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была подписана 15 июня 2001 г. главами шести государств на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с историческим Шанхайским Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 г.) и Московским Соглашением о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.) [8].

Для заключения первого из этих двух исторических соглашений руководители пяти государств встретились весной 1996г. в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятёрка». Шанхайский и последовавший через год Московский саммиты стали прообразами структуры, которая через шесть лет трансформировалась в полноценную организацию многопрофильного сотрудничества. Совместная работа по реализации упомянутых соглашений послужила первоосновой того, что стало именоваться «Шанхайским духом», квинтэссенцией которого являются взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, уважение к интересам и мнениям друг друга, взаимные консультации, выход на взаимопонимание через консенсус и добровольное согласие выполнять достигнутые договорённости.

В апреле 1996 г. в ходе Шанхайского саммита лидеров Казахстана, КНР, Кыргызстана, России и Таджикистана было подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (Шанхайское соглашение), которое вступило в силу 7 мая 1998 г. Этот саммит положил начало созданию новой организации («Шанхайская пятерка», затем – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). С момента своего создания ШОС показала свою действенность в решении ряда пограничных вопросов между государствами-участниками. Например, в рамках ШОС Казахстан окончательно урегулировал вопрос о прохождении казахстанско-китайской границы. Данный факт уже положительно сказывается на обеспечении безопасности на южных рубежах государства.

24 апреля 1997 г. на втором саммите в Москве было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, которое определяет конкретные формы и методы проведения сокращений численности личного состава, уничтожения или вывода за пределы 100-километровой зоны вооружений и военной техники. Срок действия обоих соглашений – до 31 декабря 2020 года с пролонгацией на последующие пять лет.

3 июля 1998 г. в Алматы состоялась встреча Глав государств Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана, в ходе которой министрами иностранных дел было подписано Совместное Заявление участников Алматинской встречи. Документ закрепил договоренность «О созыве по мере необходимости встреч на уровне экспертов, министров иностранных дел, глав правительств и глав государств для рассмотрения вопросов обеспечения безопасности и расширения сотрудничества в Центральной Азии и на Азиатском континенте в целом».

24-25 августа 1999 г. в Бишкеке состоялся четвертый Саммит Глав пяти государств, где были подписаны Бишкекская Декларация Глав государств, а также Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех государств. «Бишкекская группа» государств-участников «Шанхайской пятерки», созданная в период с 30 ноября по 2 декабря 1999 г. во время встречи руководителей правоохранительных органов и спецслужб пяти государств в Бишкеке, должна была сыграть значительную роль в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом [9].

5 июля 2000 г. в Душанбе состоялся пятый саммит глав государств-участников «Шанхайской пятерки». Впервые в работе форума в качестве наблюдателя принял участие президент Узбекистана И.Каримов. В качестве итогового документа встречи была подписана Душанбинская Декларация. В ней было принято решение о превращении «Шанхайской пятерки» в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах.

14-15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав шести государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества - нового регионального объединения, провозгласившего в качестве своих целей укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других сферах. В принятой на саммите Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» были отражены принципиальные ориентиры построения ШОС. Хартия ШОС – это основополагающий документ Организации, который определяет цели, задачи и главные направления сотрудничества этой организации, ее структуру и порядок взаимоотношений с другими странами и международными организациями [10]. На Шанхайском саммите 2001 года была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заложившая правовые основы для коллективного противодействия общим для всех стран региона угрозам и вызовам. На основе Конвенции в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) – получившая в 2004 г. статус постоянно действующего органа ШОС с Исполнительным комитетом в Ташкенте. Антитеррористическое направление в деятельности ШОС, ставшее в последнее время приоритетным для Организации, получило дополнительный импульс после событий 11 сентября 2001 г. в США. Государства-участники ШОС ещё задолго до событий в США столкнулись с угрозой со стороны террористических сил, нашедших прибежище в Афганистане. Государства-участники ШОС уже давно призывали международное сообщество правильно оценить масштабы нависшей над миром угрозы, принимали соответствующие контрмеры как на национальном уровне и в двусторонних отношениях, так и в рамках организации.

Одним из главных достижений «шанхайского процесса» стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих её сторон зон глубиной в 100 км., где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения.

Свое юридическое оформление ШОС получила на Саммите в Санкт-Петербурге в июне 2002 г., на котором были подписаны Хартия ШОС, Соглашение о региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств. Так, к основным целям Шанхайской организации сотрудничества относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка [11].

Становление Шанхайской организации сотрудничества происходило в условиях набирающих силу глубоких перемен в мире. В условиях, когда мировое сообщество стоит перед необходимостью эффективно справляться с новыми вызовами и угрозами безопасности, деятельность ШОС приобретает новую актуальность. Как отмечается в Санкт-Петербургской Декларации, «государства-члены ШОС строят свои отношения в рамках формирующейся, многополярной системы международных отношений и полагают, что миропорядок в XXI веке должен опираться на механизмы коллективного решения ключевых проблем, верховенство права и последовательную демократизацию международных отношений» [12]. Государства-члены ШОС, говорится в Декларации, будут предпринимать меры по предотвращению и мирному урегулированию международных конфликтов, связанных с межэтническими, межконфессиональными, территориальными, политическими и иными противоречиями, в строгом соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Они намерены наращивать сотрудничество между собой и другими странами в поиске ответов на вызовы процесса глобализации, нейтрализации его негативных аспектов и возможных рисков, сохранения многообразия форм экономического, социального и культурного развития. Отсюда следует, что глобализация и национальные интересы государств – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие структурные элементы развивающегося мироустройства стран-участниц ШОС.

На события 11 сентября 2001г. ШОС отреагировала совместным заявлением от 14 сентября, резко осуждающим террористические акты в США. В связи с этими событиями стороны договорились ускорить создание в рамках организации региональной антитеррористической структуры. 10 января 2002 г. в Пекине прошло внеочередное совещание министров иностранных дел государств-членов ШОС. Стороны достигли единства мнений по вопросу урегулирования обстановки в Афганистане и скорейшего восстановления его экономики, а также выразили поддержку временному органу правления Афганистана во главе с Х. Карзаем. Министры еще раз обсудили вопрос о создании антитеррористической структуры, которая стала бы важным инструментом взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. «Были высказаны предложения о необходимости укрепления тесного сотрудничества по своевременному выявлению и ликвидации очагов терроризма» [13].

Шанхайская организация сотрудничества имеет ключевое значение для строительства системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС наряду с другими многосторонними механизмами и институтами, действующими в этом регионе, по мнению всех членов организации, является новым важным звеном в системе многостороннего сотрудничества. Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли в новый век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС – это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с тем – и старт на новой большой и ответственной дистанции. Параллельно с организационным строительством набирает обороты практическое взаимодействие членов организации. Естественно, одно из приоритетных мест в этом контексте занимает совместная борьба с новыми угрозами. Ведется работа над нормативными документами, касающимися развертывания в Бишкеке штаб-квартиры РАТС. Есть общее понимание необходимости скорейшего налаживания сотрудничества в пресечении наркоугрозы. ШОС неизменно демонстрирует свою открытость, готовность к широкому международному сотрудничеству в решении проблем, представляющих общий интерес. Подтверждением тому – упомянутая временная схема взаимоотношений ШОС с государствами и другими международными организациями. Ее смысл – создать условия для скорейшего налаживания взаимодействия Организации с заинтересованными объединениями, поскольку подготовка и утверждение постоянно действующих нормативных документов потребует времени [14].

Принципы деятельности ШОС представляют особую актуальность в ЦАР в свете произошедших «цветных революций» в Украине, Грузии, Кыргызстане, а также так называемого «подавления революционного мятежа религиозных экстремистов» в Узбекистане [15]. Они отвечают современным требованиям выработки концепции безопасности нового типа, базирующейся на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и взаимодействия, способствующих радикальному ослаблению факторов, подрывающих безопасность, и искоренению источников новых угроз. Знаменательно, что ШОС уже позволила решить ряд вопросов: снять неопределенность и напряженность в отношениях между его участниками, урегулировать пограничные вопросы, создать форум для постоянного обсуждения и налаживания отношений. В результате событий 2001-2002 гг. на ближайшее время была снята самая серьезная угроза безопасности Центральной Азии, исходившая со стороны воинствующего исламизма.

Авторитет ШОС в мире возрастает. Организация зарекомендовала себя как влиятельная и дееспособная международная структура, которая намерена и в состоянии давать ответы на непростые вызовы современности. Со стороны ряда стран и международных объединений выражается желание наладить контакты с ШОС. В число учредителей Шанхайской организации сотрудничества входит Китай, до недавнего времени избегавший формализации своего участия в региональных международных объединениях. Китай – один из ключевых партнеров России не только в региональных, но и в глобальных вопросах. В этом смысле ШОС может стать так называемым «мостом» между европейским и азиатским континентами. Россия заинтересована в укреплении своего геополитического присутствия в Центральной Азии: во-первых, это позволит определенным образом противостоять центробежным силам в рамках СНГ, ядром которого она является; во-вторых, Центральная Азия является одним из приоритетных регионов во внешней политике Москвы, и интересы России здесь представлены достаточно широко: обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам, сохранение рынка региона, защита прав этнических русских, блокирование распространения идей, способных дестабилизировать Центральную Азию и Россию [16].

Для продвижения своих интересов и усиления своего влияния в регионе Россия всячески противодействует любым попыткам США и других государств укрепиться в регионе. Если слабые экономические возможности России не позволяют значительно укрепить свой вес в регионе, то использование своих военно-политических ресурсов в рамках ШОС делает это возможным [17].

Казахстан – фактор стабильности в Центральной Азии. В силу исторических, социально-экономических и политических причин Казахстан стратегически заинтересован в поддержании стабильности и развитии как многосторонних, так и двусторонних отношений с республиками Центральной Азии. При разработке систем национальной безопасности страны нельзя не учитывать исторические особенности развития Казахстана: его геостратегическое положение на стыке двух великих ядерных держав – России и Китая, близость Казахстану как европейской, так и азиатской цивилизации, сложность исторического становления государства, испытавшего немало посягательств на территориальную целостность. Поэтому стратегия в области внешней безопасности имеет под собой геополитический фактор «пространственной близости» соседства с двумя ядерными державами. Казахстан – региональное государство, соответственно, его внешняя роль не глобальна. В то же время необходимо всегда иметь в виду – у Казахстана есть реальные шансы на политическое лидерство в своем регионе, поэтому он должен иметь сильную региональную политику. Кроме того, история отношений с южным соседом Узбекистаном, своеобразное положение буфера между восточно-мусульманским регионом и Россией – все это в совокупности определило особую позицию Казахстана в межгосударственных отношениях Центральноазиатского региона. В этом свете актуально акцентировать внимание на геополитических аспектах безопасности, так как безопасность выполняет интегративные функции, а эффективность политики рассматривается сквозь призму осуществления условий для безопасного развития индивида, группы, государства. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности» от 26.06.1998г. сказано, что внешняя безопасность – «состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную безопасность». В этом контексте ШОС выглядит сравнительно более эффективной региональной организацией в сфере безопасности. Республика Казахстан была заинтересована в создании подобной структуры с участием России и КНР, так как это отвечает ее интересам выстраивания многовекторной внешней политики и поддержания баланса сил в регионе. В своей внешнеполитической стратегии Республика Казахстан стремится позиционировать себя в качестве «центральноазиатского интегратора», а значительный ряд инициатив нашей республики, как показывает практика, партнеры по ШОС воспринимают позитивно.

Для Казахстана членство в ШОС отвечает национальным интересам. Это обусловливается, прежде всего, геополитическим положением Казахстана, находящегося между двумя ключевыми государствами – Россией и Китаем, интересы которых доминируют в регионе Центральной Азии, что способствует ориентации внешней политики страны на поддержание внешнеполитической стабильности и развитие в первую очередь в этих двух направлениях. Участие в ШОС нашей республики актуально и в свете включения в сферы сотрудничества вопросов борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Более того, ШОС представляет своего рода политический инструмент создания баланса между Россией и Китаем, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, что имеет немаловажное значение и для Казахстана [18].

В июне 2005г. в Астане прошло заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-членов ШОС, которое показало, что политический вес этой организации заметно вырос и она имеет все шансы оказаться по-настоящему действенным инструментом стабилизации ситуации в регионе, которая обострилась в связи с «цветными» революциями в странах, где сочетание коррумпированных, склонных к применению силы правительств и бедного населения явилось «характерным рецептом» для волнений, что повышает притягательность исламских группировок в этих преимущественно мусульманских странах [19]. Эта напряженная ситуация становится еще более взрывоопасной из-за близости Афганистана, что не может не вызывать тревогу у всех правительств стран-участниц ШОС. Их тревога усугубляется присутствием в регионе военных объектов США. Хотя некоторые центральноазиатские правительства согласились на военное присутствие Соединенных Штатов и имеют от этого выгоды, их беспокоит, что Вашингтон стоит за нарастающей волной протестов и требований политических реформ - обвинения, которые Вашингтон отрицает. Как известно, после 11 сентября вооруженные силы союзников во главе с Соединенными Штатами были развернуты на авиабазах в Кыргызстане и Узбекистане в интересах поддержки антитеррористических военных операций в Афганистане, в свою очередь в Таджикистане присутствуют ВВС Франции. Поэтому важнейшим результатом встречи Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС) стало одобрение пакета проектов документов, которые рассматривались в ходе юбилейного 10-го саммита глав государств. По мнению Касым-Жомарта Токаева, «в повестке дня ШОС стоят такие важные вопросы, как наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также совместное содействие в борьбе против терроризма».

5 июля 2005 г. в Астане состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС. На Саммите была подписана Астанинская Декларация, были утверждены важные документы антитеррористического характера – Концепция сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Положение о постоянных представителях государств-членов ШОС при РАТС. Также были приняты решения – о предоставлении Пакистану, Ирану и Индии статуса наблюдателя при ШОС. На ежегодном саммите глав государств ШОС, прошедшем в начале июля 2005 г., главы государств России, Китая и четырех среднеазиатских республик отметили, что крупномасштабные военные операции в Афганистане завершились, и призвали установить конечный срок вывода войск США и их союзников из Средней Азии. В этой связи определение окончательных сроков дислоцирования военных баз представляется актуальным не только для государств, на территории которых они размещены, но и для всех государств-членов ШОС. Следует отметить, что прямое военное присутствие сил НАТО в регионе зачастую используется определенными заинтересованными внешними акторами для достижения собственных геополитических и иных целей, которые не совпадают с национальными интересами государств-членов ШОС [20].

Саммит ШОС в Астане в июле 2005г. показал, что организация в реальности стала интеграционным объединением взаимного доверия. Важной составляющей саммита стала дислокация военного контингента США и государств НАТО в республиках Центральной Азии, что, по сути, характеризуется как событие геополитического масштаба. На первом этапе Россия и КНР поддержали антитеррористическую кампанию 2001г., возглавляемую Вашингтоном. Однако дальнейшие геополитические акции США в Евразии - долгосрочное размещение военных баз в Афганистане, республиках Центральной Азии, военная кампания в Ираке, оцениваемая сегодня как интервенция, встревожили как Китай и Россию, так и другие страны этой обширной территории. РФ и Китай не ставят целью ухудшение отношений с США, но пытаются ограничить военно-политическое присутствие Вашингтона. Поэтому в третьем разделе принятой в ходе саммита Декларации отмечено, что ШОС поддерживает антитеррористическую операцию в Афганистане. Исходя из этих целей, некоторые страны организации предоставили свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов государств коалиции. Следующий пункт документа гласит: «Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства члены ШОС считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС» [21]. Это было первое важное заявление, сделанное ШОС со дня основания и с того момента, как в конце 2001г., возглавляемая американцами коалиция установила свое военное присутствие на авиабазах и других объектах в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Вероятно, заявление, сделанное по этой проблеме было инициировано Москвой и Пекином – двумя региональными державами, в первую очередь заинтересованными в уходе подразделений вооруженных сил США и НАТО из региона. Одним из существенных результатов саммита глав государств-участников является предоставление статуса наблюдателей при ШОС крупным региональным игрокам – Индии, Пакистану и Ирану. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе непосредственное членство в ШОС данных государств маловероятно, но по своим перспективным последствиям данный шаг следует расценивать в качестве основополагающего в контексте расширения политического веса и значения организации. Подключение к деятельности ШОС в качестве наблюдателей указанных стран позволяет ШОС экстраполировать собственное влияние на «теперь уже» обширном географическом пространстве – в Персидском заливе, а перспектива среднеазиатских правительств, а также Китая и России, выступающих заодно с правительствами стран Персидского залива, может иметь последствия для международных рынков энергоносителей. «Политический и экономический потенциал Ирана, Пакистана и Индии может стать определяющим элементом в процессе возрастания влияния ШОС на развитие региональной и глобальной обстановки в странах мирового сообщества. Принимая во внимание, что Пакистан имеет влияние на исламских повстанцев, как на своей земле, так и в Афганистане, его участие в делах ШОС исключительно важно». Таким образом, объединение усилий указанных государств в рамках ШОС позволит трансформировать данную организацию в одну из главных институциональных составляющих азиатской системы безопасности.

На двусторонних встречах лидеры стран-участниц неоднократно подчеркивали, что не воспринимают «сверхдержавность», вмешательство в дела других стран под видом правозащитных и гуманитарных усилий и возражают против навязывания стандартов одних стран другим. В целом, анализируя итоги саммитов, двусторонних встреч лидеров стран ШОС можно отметить, что в них прослеживаются следующие тезисы: отсутствие намерения строить очередной военный блок; стремление снизить односторонность в международных отношениях; отказ от политики гегемонизма; неприятие однополярности. В сентябре 2005г. в Ташкенте на 5-ом заседании Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) Шанхайской организации сотрудничества была принята Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Более того, было подписано Соглашение о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий и утверждено Положение о постоянных представителях государств-членов ШОС при РАТС, которые призваны скоординировать коллективные усилия участников ШОС в процессе противодействия различным угрозам безопасности. Это обстоятельство находит свою актуальность, так как до принятия Концепции усилия ШОС в указанном направлении носили зачастую непродуманный и аморфный характер, что выражалось в отсутствии конкретных механизмов и инструментов непосредственного взаимодействия. Принятие этого документа значительно усиливает «практический потенциал» ШОС по минимизации воздействия и отражению нетрадиционных угроз. Выработка и принятие единой стратегии создаст условия для более четкой и целенаправленной деятельности Региональной антитеррористической структуры и укрепления взаимодействия между государствами-участниками. На заседании Совета также было принято решение о подготовке банка данных перечня террористических и сепаратистских организаций, а также подготовке списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств ШОС в международный розыск [22]. Данное обстоятельство позволяет решать практические задачи взаимодействия спецслужб в борьбе с терроризмом.

Таким образом, представители спецслужб стран ШОС вырабатывают механизмы реализации оперативной информации и баз данных, чтобы силовые структуры могли работать в едином правовом поле. В ходе работы заседания в Ташкенте был принят ряд решений по развитию правовой базы сотрудничества государств-членов ШОС и деятельности исполнительного комитета РАТС. На заседании Совета премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предложил расширить программу кредитования стран ШОС и объявил о выделении на эти цели $900млн. на весьма льготных условиях – 2% годовых на 20 лет [23]. С уверенностью можно констатировать, что Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества претендует на то, чтобы стать эффективной и реальной структурой обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе. Кроме этого, участники заседания обсудили вопросы проведения конференции по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, а также на совещании руководителей министерств и ведомств государств - членов ШОС по противодействию отмыванию денежных средств, направленных на финансирование терроризма.

Как показали андижанские события в Узбекистане, в региональном масштабе гипотетически вероятно непредсказуемое проявление деструктивной активности с дальнейшими последствиями, что определяет особую актуальность инициирования и дальнейшей реализации комплекса сдерживающих мер коллективного характера. На сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации внутренней составляющей потенциальной экстремистской и террористической угрозы в сфере охвата ШОС, в том числе вероятных путей ее генезиса и распространения. Имеет место закрепление предпосылок распространения не только религиозного экстремизма, ранее рассматривавшегося в качестве наиболее вероятной формы проявления экстремистской активности в регионе, но и экстремизма исключительно политического, актуализация которого в состоянии в перспективе серьезно подорвать внутриполитическую и социальную стабильность государств-участников. Учитывая потенциально вероятное оказание поддержки извне и масштабность воздействия, декларируемые цели и внутренний потенциал подобного рода экстремистских и радикальных сил представляются довольно высокими. Поэтому партнеры по Шанхайской организации сотрудничества убеждены, что, в конечном итоге, наиболее актуальные для наших стран проблемы можно решить именно через региональное сотрудничество, тем более что ШОС – не оборонный союз, а механизм многопрофильного сотрудничества государств-участников в самых различных областях, к которым иностранное военное присутствие в регионе не имеет отношения. Разумеется, все участники заинтересованы в том, чтобы ШОС стала эффективным инструментом укрепления безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии и прилегающих районах. В условиях попыток сил международного терроризма и религиозного экстремизма осложнить ситуацию в Центральной Азии, Россия и Узбекистан периодически шли на определенное укрепление взаимодействия, как на двусторонней, так и на многосторонней основе [24].

О событиях первой половины 2005г. в Киргизии и Узбекистане неоднократно упоминалось и в ходе прошедшей в Алматы международной конференции, посвященной теме: «ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии», которая состоялась 5-го октября 2005г., где обсуждались дальнейшие действия ШОС по обеспечению безопасности в регионе. Новое руководство Кыргызстана, вставшее у руля власти, вопреки ожиданиям, продлило договор об аренде аэропорта «Манас» в Бишкеке американскими военными. Таким образом, продление периода пребывания данных военных баз может трактоваться как сохранение инструментов прямого воздействия на развитие политической обстановки, которая определяет динамику процессов в других стратегических сферах страны, в Центральноазиатском регионе и инспирирования выгодных политических процессов. На конференции обсуждались задачи эффективного противостояния однополярности мира, которое пытается внедрить руководство США. Судя по всему, ШОС в лице Китая и России впредь намерены создать серьезную конкуренцию США хотя бы в Азии [25].

ШОС была создана в результате стремления государств совместно решать вопросы безопасности и укрепления мер доверия. Интересы организации впоследствии распространились на сферы политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера. Созданием ШОС положено начало формированию принципиально новой системы субрегионального сотрудничества через тесное взаимодействие шести государств с возможным последующим присоединением других стран при условии их согласия следовать принципам и обязательствам, заложенным в основу Организации. ШОС – не военный блок и не замкнутый альянс, направленный против кого-либо, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Главами государств поставлены основные задачи ШОС на современном этапе – это поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества.

В своем выступлении на пятом юбилейном заседании Глав государств-членов ШОС в Шанхае В.В.Путин отметил, что «ШОС быстро набрала вес и превратилась во влиятельную региональную организацию. Сегодня фактор ШОС — это значимый элемент стабильности на обширном евразийском пространстве. Это — реальность современной региональной и глобальной политики» [26].

[1] Официальный сайт Президента Республики Казахстан www.akorda.kz.

[2] См.: Казахстан в современном мире: реалии и перспективы. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. - С.89-90.

[3] Жигалов К.В., Султанов Б.К. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности (1.12.1991-31.05.1993). - Алматы, 1993.- С.8-9.

[4] Краткая историческая справка: ШОС основана в 2001 г. К настоящему времени в ней состоят 6 государств-членов: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан; 4 государства имеют статус наблюдателей: Монголия, Иран, Пакистан, Индия; 2 государства со статусом «партнер по диалогу»: Белоруссия, Шри-Ланка. Штаб- квартиры: Пекин – Секретариат ШОС; Ташкент – РАТС ШОС; Москва – Деловой Совет ШОС. Проводятся ежегодные встречи глав государств-членов ШОС (2001—Шанхай, 2002-Санкт-Петербург, 2003-Москва, 2004-Ташкент, 2005-Астана, 2006-Шанхай, 2007-Бишкек, 2008-Душанбе, 2009-Екатеринбур).//www/wikipedia/ru/

[5] Нарысов С. ШОС: достижения и перспективы//Аналитический доклад научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО МИД России. 2007. № 3. С.53.

[6] См.: Султанов Б.К. Противодействие «трем злам» в новых геополитических реалиях//Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию/Под ред.А.Лукина. - М.:МГИМО, 2008. С.85-90.

[7] Лукин А.В. У ШОС есть все шансы стать одной из наиболее влиятельных организаций//Бюллетень МИСП. 2007. №3 (17). С.12.

[8] Декларация глав государств-членов ШОС. www.sectco.org.

[9] Галямова В. ШОС как инструмент обеспечения безопасности в Центральной Азии: перспективы организации в свете результатов саммита// Analitic. 2005. № 4. С.12.

[10] Хартия ШОС// www.sectco.org.

[11] Хартия ШОС//www.sectsco.org/

[12] Декларация глав государств-членов ШОС///www.sectsco.org/

[13] См.: Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, Фонд им.Ф.Эберта, 2001.

[14] См. Жоламанова Г. Шанхайская организация сотрудничества — состоявшаяся геополитическая реальность//Актуальные проблемы демократической модернизации казахстанского общества.- Алматы: КазНу им.Аль-Фараби, КазНпу им.Абая. 2005. С. 138-148.

[15] Ашимбаев М. Угрозы безопасности государств центрально-азиатского региона//Факторы безопасности в Казахстане и Центральной Азии. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2001. С. 18.

[16] См.: Сыроежкин К.Л. Россия и Казахстан в ШОС — проблемы и перспективы//Казахстан-Спектр. 2007. № 4; Жоламанова Г. Шанхайская организация сотрудничества — состоявшаяся геополитическая реальность//Актуальные проблемы демократической модернизации казахстанского общества. Алматы:КазНу им.Аль-Фараби, КазНпу им.Абая. 2005. С.138-148.

[17] Шаймергенов Т., Тусупбаева Г. Роль ШОС в формировании центральноазиатской среды безопасности: геополитические аспекты//Центральная Азия и Кавказ. 2006. №2(44). С.9.

[18] См.: Жоламанова Г. Шанхайская организация сотрудничества — состоявшаяся геополитическая реальность//Актуальные проблемы демократической модернизации казахстанского общества. Алматы: КазНу им.Аль-Фараби, КазНпу им.Абая. 2005. С. 138-148.

[19] Шаймергенов Т., Тусупбаева Г. Роль ШОС в формировании центральноазиатской среды безопасности: геополитические аспекты//Центральная Азия и Кавказ. 2006. №2(44). С. 21.

[20] Декларация глав государств-членов ШОС//Казахстанская правда. 2005 . 6 июля.

[21] Декларация глав государств-членов ШОС//Казахстанская правда. 2005. 6 июля.

[22] Соколов К. ШОС и формирование правовой базы для борьбы с теорроризмом, сепаратизмом и экстремизмом/www.infoshos.ru

[23] Мухамеджанов Б.Г. Страны ШОС: основы экономического сотрудничества//Бюллетень МИСП. 2006. №10. С.19.

[24] См. ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии//Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005.

[25] См. Жоламанова Г. Шанхайская организация сотрудничества — состоявшаяся геополитическая реальность//Актуальные проблемы демократической модернизации казахстанского общества. Алматы: КазНу им.Аль-Фараби, КазНпу им.Абая. 2005. С.138-148.

[26] В.В.Путин. ШОС — новая модель успешного международного сотрудничества// Российская газета. 14 июня 2006 г.

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования