ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ
Раздел 1. Организационно-методический
1.1 Место курса в образовательной программе.
Курс «Прикладное регионоведение России» относится к циклу дисциплин по выбору программы бакалаврской подготовки.
Содержание курса является логическим продолжением содержания курса «Общее регионоведение» и служит основой для освоения курсов:
- Региональная политика
- Региональное и муниципальное управление
- Методы региональных исследований
- Региональное управление и территориальное планирование
- Исследование социально-экономических и политических процессов
1.2. Цели курса.
Основной целью курса является достижение следующих результатов образовательных результатов: Студент должен:
1. знать:
- политико-правовые основы территориально-политического устройства Российской Федерации;
- социально-экономические основы региональной политики и федеративных отношений в России;
- основные тенденции развития этнополитики в современной России;
- историю развития федерализма в России и зарубежные классические модели федеративных отношений;
- современные модели регионального развития в Евросоюзе и проблемы межрегионального сотрудничества в СНГ.
2. уметь:
-осуществлять организационно-управленческую и административно технологическую деятельность по реализации государственной региональной политики РФ;
- использовать полученные знания в консультационной, информационно-аналитической и проектной работе в рамках государственной службы;
- осуществлять стратегическое управление на основе принципов федерализма в интересах общества и государства;
- решать профессиональные задачи в области государственной региональной политики с целью получения максимально возможных результатов в системе взаимодействия федеральных и региональных органов власти.
3. владеть навыками:
- оптимизации управленческих процессов на различных уровнях государственного и муниципального управления;
- применять законодательство и нормативно-правовые процедуры в административной деятельности с учетом особенностей регионального развития;
- организации политико-правового взаимодействия с внешней средой (другими государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами).
- формировать базы данных, связанные с региональным развитием;
- анализировать исполнение социально-экономических программ, инвестиционных проектов, связанных с развитием регионов России;
- управлять этнополитическими процессами в регионах, обеспечивать профилактику этносепаратистских и экстремистских настроений в обществе, решать задачи по реализации государственной этнонациональной политики в субъектах РФ.
1.3. Формируемые компетенции.
По окончании изучения курса «Прикладное регионоведение России» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
- общекультурные:
ОК 1 – компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. Способность к диалогу на основе ценностей «демократического федеративного правового государства».
ОК 2 – компетенция аналитической работы в сфере политической регионалистики и этнополитики, способность принимать решения на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах регионов и субъектов Российской Федерации;
ОК 3 – компетенция вносить конкретный вклад в развитие регионального и муниципального местного управления в России, участвовать в реформе МСУ и принимать решения в данной области на основе современного муниципального законодательства;
ОК 4 – компетенция участвовать в реализации предметов ведения и полномочий, относящихся к различным уровням государственной и муниципальной власти, включая решение проблем международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и реализации программ бюджетного федерализма в России.
- профессиональные:
ПК 1 – понимать и учитывать в практической деятельности современные тенденции развития региональных и этнополитических процессов в России, участвовать в реализации базовых принципов федерализма на основе Конституции, федерального и регионального законодательства:
ПК 2 - уметь вырабатывать решения по реализации государственной региональной политики на основе нормативно-правовой базы РФ, связанные с государственным и муниципальным управлением;
ПК 3 – уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления;
ПК 4 – обладать способностью научного анализа проблем регионального и муниципального развития и влияния на них этнополитического фактора. Проводить научные исследования в сфере государственного и муниципального управления.
1. 4. Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков.
Итоговый контроль.
Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен (зачет) в соответствии с учебным планом), который проводится в форме письменного экзамена (тестирования).
Итоговая оценка по курсу проставляется в приложение к диплому.
Текущий контроль.
В процессе изучения курса выполняются 4 промежуточных контрольных заданий:
1. Тестирование в форме вопросов и ответов (устно);
2. Подготовка аналитических сообщений по проблемам межнациональных и федеративных отношений (круглый стол);
3. Контрольная работа (письменная) с раскрытием темы по одному конкретному вопрос;
4. Реферат на избранную тему по проблемам курса;
5. Экзамен (письменный тест).
Выполнение всех заданий является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче экзамена.
Критерии оценки знаний, умений, навыков:
1. определить уровень подготовки отдельных студентов в начальный период (тестирование)
2. выявить умение студентов излагать мысли по выбранной теме. Оценить способность сделать короткую презентацию и отвечать на вопросы.
3. посредством письменных ответов студента на поставленные вопросы выявить его возможности готовить аналитические записки по той или иной проблеме
4. Определить способность студента к научному анализу проблем регионального развития и научному творчеству.
5 Экзамен определяет, в какой степени студент усвоил курс.
Раздел 2. Содержание курса
Тема 1. Прикладное регионоведение как учебная дисциплина и научно-практическое направление исследования
Политическая регионалистика как одно из направлений прикладной политической науки. Основные задачи прикладного регионоведения. Структура прикладного регионоведения. Понятие «регион» в современной науке. Сущность, цели и задачи региональной политики в современной России. Типология российских регионов как объектов проведения региональной политики. Субъекты Российской Федерации как основные объекты региональной политики. Крайний Север, Дальний Восток, Северный Кавказ - исторически сложившиеся российские регионы с общностью специфических проблем. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как формы самоорганизации регионов России. Федеральные округа - новые региональные образования Российской Федерации. Особенности проведения региональной политики в условиях реформирования федеративных отношений в России.
Тема 2. История политико-административного развития регионов в Российской империи
Территориально-политическое устройство Российской империи. Административно-территориальные единицы и их статус. Формы организации местной власти. Земство и другие органы местного управления. Особый статус некоторых территорий России. Автономия Финляндии. Особый статус Польши. Положение национальных меньшинств и малочисленных народов в Российской империи. Начало зарождения федеративных отношений в дореволюционной России.
Тема 3. Этнический федерализм и особенности советской модели территориально-политического устройства
Национально-территориальный принцип государственного устройства Союза ССР. Союзные республики как государства и субъекты союзной федерации. Реальный унитаризм и декларированный федерализм – одна из причин нестабильности системы государственного устройства СССР. Политико-правовой статус автономных республик, автономных областей и автономных округов. Края и области как административно-территориальные образования. Система местной советской власти.
Тема 4. Политико-территориальное устройство современной России
Конституционный кризис. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Трагические события октября 1993 года. Референдум об одобрении текста Конституции Российской Федерации.
Федеральная Конституция и новое политико-территориальное устройство России. Новый статус регионов как субъектов Российской Федерации. Конституционный статус органов местного самоуправления. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Принцип равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным центром. Статус и полномочия субъектов зарубежных федераций. Сравнительный анализ.
Тема 5. Развитие регионов как субъектов Российской Федерации
История изменения статуса автономных республик в составе Российской Федерации. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации. Проблемы политико-правового статуса Чеченской Республики. Изменение статуса административно-территориальных единиц России. Получение краями и областями законодательного права. Уставы краев и областей России, регламентирующие их статус как субъектов Федерации. История образования национально-территориальных образований в Союзе ССР. Конституционное изменение статуса автономных округов Российской Федерации. Современные проблемы взаимоотношений краев, областей и входящих в их состав автономных округов. Политико-правовой статус городов федерального значения как субъектов Российской Федерации.
Тема 6. Централизованная и децентрализованная модели постсоветского регионального развития.
Реформирование федеративных отношений и усиление влияния федеральной власти на региональный политический процесс. Динамика развития регионального политического процесса: от «договорных форм отношений» центра и регионов к отношениям в условиях «вертикали власти». Региональные выборы и «управляемая» демократия. Институт федерального вмешательства и проблемы его реализации на региональном уровне. Проблемы нарушения принципа сменяемости при выборах глав субъектов Федерации. Ослабление влияния региональных лидеров на федеральный политический процесс в условиях нового порядка формирования Совета Федерации. Проблемы поиска нового статуса региональных лидеров в условиях вхождения их в состав Госсовета. Усиление влияния региональной власти на систему местного самоуправления в условиях ее реформирования.
Тема 7. Трансформация федеративных отношений в условиях многоуровневой российской власти
Конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами – основа децентрализации власти. Верховенство Конституции России и федеральных законов на территории Российской Федерации. Исключительные полномочия федерального центра и порядок принятия федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения федерального центра и регионов как правовая основа для координации усилий органов государственной власти в различных сферах деятельности. Исключительные предметы ведения субъектов Федерации как показатель автономности региональных государственных образований в России. Самостоятельное определение регионами системы органов государственной власти – конституционное право субъектов Федерации. Региональные структуры федеральных органов исполнительной и судебной власти и проблемы их функционирования на местах. Проблемы создания единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. «Вертикаль власти». Полномочия региональных органов власти в зарубежных федерациях.
Тема 8. Федеральные округа как новая модель регионального политического развития
Современные тенденции централизации системы власти в Российской Федерации. Влияние процессов регионализации и федерализации на политическую стабильность современной России. Зависимость внутренней геополитики России от региональных и этнонациональных факторов. Создание федеральных округов как новый поворот региональной политики. Основное предназначение, функции и проблемы политико-правового статуса полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Единое политико-правовое пространство и проблемы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Роль полномочных представителей Президента России и главных федеральных инспекторов в обеспечении соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральному законодательству. Территориальные структуры федеральных органов исполнительной и судебной власти и их взаимодействие с представителями Президента Российской Федерации. Перспективы развития института полномочных представителей Президента России в федеральных округах и их влияние на региональный политический процесс.
Тема 9. Система региональной и местной власти в условиях российского федерализма
Общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их основные функции и полномочия. Законодательные собрания субъектов Федерации и их основные полномочия. Исполнительные органы государственной власти субъектов федерации и их основные полномочия. Система взаимоотношений законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов России. Особенности функционирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Пути совершенствования системы региональной власти в условиях повышения эффективности государства. Местное самоуправление как общественно-политический институт. Современные модели местного самоуправления в зарубежных странах. Муниципальное управление в Российской Федерации. Особенности местного самоуправления в Москве и крупных городах. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации.
Тема 10. Влияние религиозного фактора на развитие региональной политической культуры
Советская модель государственной политики в отношении религии и религиозных организаций. Религиозное возрождение как результат демократизации общественной жизни. Изменение конфессиональной структуры населения. Обострение межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий. Влияние религии на формирование региональной политической культуры.
Тема 11. Влияние этнического фактора на региональное политическое развитие. Республики в составе Российской Федерации
Сущность и современные научные трактовки понятий «этнос», «нация». Современные концепции соотношения этнического и государственного. Особенности политико-территориального устройства современного многонационального государства. Правовой статус национальных меньшинств и малочисленных народов в полиэтнических государствах. Российский федерализм и современные проблемы этнонациональных отношений. Национально-государственные образования и национально-культурные автономии. Основные принципы национальной политики и положения современной Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Национально-языковые отношения в республиках и других субъектах Федерации. Развитие национально-культурных автономий как одно из приоритетных направлений национальной политики России. Зарубежный опыт решения этнонациональных проблем.
Тема 12. Государственная региональная политика и программы социально-экономического развития регионов России
Сущность, цели и задачи региональной политики в современной России. Типология российских регионов как объектов проведения региональной политики. Субъекты Российской Федерации как основные объекты региональной политики.
Регион как система интересов. Механизмы формирования региональных интересов. Региональные интересы и федеративные отношения. Роль политических, экономических и этнических элит в формировании региональных интересов. Современные механизмы влияния региональных интересов на государственную политику. Программы социально-экономического развития регионов России. Баланс федеральных и региональных интересов – основа политической стабильности России.
Тема 13. Этнополитические конфликты и этноконфессиональный сепаратизм
Общая характеристика и типологизация политических конфликтов. Государственно-правовые конфликты. Статусно-ролевые конфликты. Конфликт политических культур. Этнополитические конфликты и их особенности в условиях современного политического процесса. Этноконфессиональный сепаратизм. Блокирование и мирное разрешение этнополитических конфликтов как фактор политической стабильности в России. Чеченский конфликт и перспективы его политического урегулирования и разрешения.
Тема 14. Региональные интересы и институты регионального представительства в современной России.
Общая характеристика демократических институтов представительства региональных интересов в современной России. Механизмы консолидации экономических, политических и социально-культурных интересов территорий и формирование регионального интереса. Совет Федерации как институт представительства региональных интересов. Государственный Совет как новый институт регионального представительства. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Современные тенденции развития представительства и учета региональных интересов в государственной политике России.
Тема 15. СНГ и региональное сотрудничество в постсоветском пространстве
Межрегиональное сотрудничество в постсоветском пространстве. СНГ как межгосударственное объединение. Алма-Атинская декларация о создании СНГ от 21 декабря 1991 года. Устав Содружества Независимых Государств (СНГ). Органы по координации деятельности СНГ. Совет глав государств, исполком СНГ. Межпарламентская Ассамблея стран-участников СНГ. Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) от 19 сентября 2003 г. между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Союзное государство Беларуси и России. Пределы и возможности экономической и политической интеграции в условиях различных моделей развития политических режимов в России и Белоруссии. Перспективы развития Союзного государства России и Беларуси.
Тема 16. Европейский Союз и Россия: проблемы межрегионального сотрудничества
Опыт регионального развития Евросоюза. Маастрихтский Договор о создании Евросоюза 1992 г. Основные цели и задачи интеграции стран Евросоюза. Особенности проведения региональной политики в странах Евросоюза. Европейские регионы как важный инструмент европейской интеграции и децентрализации власти. Статус Комитета регионов ЕС и его основные функции и направления деятельности. Опыт территориальной политики Евросоюза и перспективы европейского федерализма и регионализма. Основные проблемы межрегионального сотрудничества приграничных регионов России и Евросоюза.
Самостоятельная работа слушателей
Виды самостоятельной внеаудиторной работы: написание реферата, самостоятельное изучение разделов курсов, повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, тестированию.
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.
3.1.Примерные темы рефератов, курсовых работ, проектов, др.
Перечень тем рефератов по курсу:
1. Прикладное регионоведение: предмет и функции
2. Политико-юридическая форма территориального устройства общества как территориальная организация государства.
3. Политико-территориальное устройство Российской империи. Административно-территориальные единицы и их статус.
4. Земство и другие органы местного управления в Российской Федерации.
5. Национально-территориальный принцип государственного устройства Союза ССР.
6. Система местной советской власти.
7. Политико-правовой статус автономных республик и других автономных образований в составе РСФСР.
8. Несостоявшиеся проекты нового Союзного Договора и ГКЧП (август 1991 г.) как причины распада СССР.
9. Декларация о государственном суверенитете РСФСР и ее историческое значение.
10. Федеративный договор и его значение в процессе подготовки и принятия новой Конституции Российской Федерации.
11. Конституционный кризис. Указ Президента России № 1400 от 21сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
12. Федеральная Конституция и новое политико-территориальное устройство России.
13. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.
14. Автономная область и автономные округа как равноправные субъекты Российской Федерации.
15. Проблемы взаимоотношений краев и областей и входящих в их состав автономных округов.
16. Города федерального значения как субъекты Федерации.
17. Проблемы организации местного самоуправления в городах федерального значения. Статус префектур и районных управ города Москвы.
18. Конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами – основа децентрализации власти.
19. Порядок реализации предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов через федеральное и региональное законодательство.
20. Договорные формы взаимоотношений между федеральным центром и регионами.
21. Межбюджетные отношения и «бюджетный федерализм».
22. Федеральные программы социально-экономического развития регионов.
23. Зарубежный опыт государственного влияния на региональное развитие через бюджетное выравнивание.
24. Общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их основные функции и полномочия.
25. Законодательные собрания субъектов федерации и их основные полномочия.
26. Исполнительные органы государственной власти субъектов федерации. Президенты и главы республик, председатели правительств, губернаторы и их основные полномочия.
27. Система региональной власти в зарубежных федерациях. Сравнительный анализ.
28. Проблемы становления и функционирования конституционных и уставных судов субъектов Федерации.
29. Специфика местного самоуправления в городских и сельских поселениях.
30. Проблемы взаимоотношений между органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления.
31. Местное самоуправление в зарубежных странах. Сравнительный анализ.
32. Практика избрания депутатов законодательных собраний субъектов федерации.
33. Практика наделения полномочиями глав исполнительной власти регионов.
34. Современные проблемы соответствия регионального законодательства Конституции России и федеральному законодательству.
35. . Полномочные представители Президента России в федеральных округах и их основные функции.
36. Главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации и их основные функции.
37. Проблемы формирования региональных структур федеральных политических партий. Региональная партийная элита.
38. Совет Федерации Федерального Собрания и проблемы его формирования.
39. Государственный Совет и новая региональная политика.
40. Этнос, нация и политика. Проблемы соотношения этнического и государственного.
41. Политико-правовой статус национальных меньшинств и малочисленных народов России.
42. Национально-языковые отношения в республиках и других субъектах федерации.
43. Современная концепция этнонациональной политики Российской Федерации.
44. СНГ как межгосударственное объединение.
45. Межпарламентская Ассамблея стран-участников СНГ.
46. Союзное государство Белоруссии и России.
47. Распад Союза ССР и региональные этнополитические конфликты в постсоветском пространстве.
3.2.Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
Развернутый список вопросов:
1. Предмет изучения прикладного регионоведения.
2. Территориальное устройство общества и его особенности.
3. Территориальное устройство государства.
4. Формы территориальной организации власти в унитарном государстве.
5. Формы территориальной организации власти в федеративном государстве.
6. Соотношения содержания понятий «федерализм» и «регионализм».
7. Влияние процессов регионализации и федерализации на политическую стабильность современной России.
8. Союз ССР как государственное образование. Формальный федерализм или реальный унитаризм?
9. Основные политико-правовые причины распада Союза ССР и его последствия.
10. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
11. Федеративный договор и его значение.
12. Основные конституционные принципы современного российского федерализма.
13. Конституция Российской Федерации и современный статус регионов как субъектов Федерации.
14. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.
15. Статус краев и областей как территориально-государственных образований Российской Федерации.
16. Особенности статуса Москвы как города федерального значения и столицы Российской Федерации.
17. Статус автономной области и автономных округов как равноправных субъектов Российской Федерации.
18. Чеченский конфликт и современные проблемы статуса Чеченской Республики.
19. Основные принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
20. Местное самоуправление в условиях российского федерализма.
21. Европейская Хартия местного самоуправления.
22. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
23. Реформа местного самоуправления и региональный политический процесс.
24. Сущность, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации.
25. Особенности региональной политики в условиях реформирования федеративных отношений в России.
26. Современные институты представительства региональных интересов.
27. Порядок формирования и основные функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как института представительства региональных интересов.
28. Роль региональные элит и Государственного Совета в формировании региональной политики России.
29. Федеральные округа и полномочные представители Президента Российской Федерации.
30. Межрегиональные экономические ассоциации и их роль в формировании государственной региональной политики.
31. Современные тенденции развития представительства и учета региональных интересов в государственной политике России.
32. Понятие «региональный политический режим». Перспективы современной трансформации региональных политических режимов в демократические институты власти.
33. Особенности развития регионального политического процесса в условиях многопартийности.
34. Проблемы соотношения этнического и государственного.
35. Российский федерализм и современные проблемы этнонациональных отношений.
36. Региональная политика и проблемы национальных отношений в России.
37. Содружество Независимых Государств (СНГ) и современные проблемы региональных отношений России со странами ближнего зарубежья.
38. Союзное государство России и Белоруссии. Перспективы Евразийского Союза.
39. Опыт региональной политики Евросоюза.
3.3.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников.
Основная литература:
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х книгах. - М.:Республика, 1992 - 1993.
Дергачев В.А., Вардомский В.А. Регионоведение: Учебное пособие. – М., 2004.
Иванов И.Д. Европа регионов. – М., 1998.
Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник.- СПб., 2000.
Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. – М., 2004.
Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. – М., 2008.
Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму - М., 1993.
Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005.
Медведев Н.П. Политическая Россия: от централизации к бюрократизации: Монография. – М., 2010.
Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика: Учебное пособие. – М., 2006.
Основы национальных и федеративных отношений: Учебник/ Под общ. Ред. Р.Г.Абдулатипова. – М., 2001.
Смирнягин Л.А. Концепция региональной системы России. - М., 1995.
Столяров М.В. Теория и практика федерализма: Курс лекций о федеративном государстве: Учебно-методический комплекс. – М., 2008.
Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия: Научно-практическое пособие. – М., 1998.
Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика – М., 2006.
Чирикова А.Е. Региональные элиты России: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2010.
Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебно-методическое пособие. – М., 2010.
Дополнительная литература:
Аванесова Г.А. Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. – М., 2001.
Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. - М.: ТОО «Интелтех», 1999.
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
Бирюков С.В., Барсуков А.М. Бельгия: тупик федерализма или кризис его развития: Монография. – М., 2010.
Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник научных статей/ под общ. ред. В.А.Михайлова, К.В.Калининой. – М., 2010.
Елазар Д. Сравнительный федерализм.//Политические исследования. 1995. № 5.
Иванов В. Путинский федерализм (Централизаторские реформы в России 2000-2008 гг.) – М., 2008. Ильин И.А. О России. – М., 1991.
Каппелер А. Россия – многонациональная империя. – М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 1997.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2001.
Лафитский В.И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. - М., 1993.
Лохвицкий А. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. – Санкт-Петербург, 1864.
Медведев Н.П. Становление федерализма в России. - М., 1995.
Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор / Под общ. ред.Н.П.Медведева и др. - М., 1994.
Медведев Н.П. Проекты о новой структуре власти. – М., 2000.
Медведев Н.П. Этнос, нация и политика: еще раз о сущности понятий// Вопросы политологии. 2011. № 3.
Основы Европейской хартии местного самоуправления: методические пособия для высших учебных заведений./ Под ред. В.А.Черникова. – М., 2000.
Остром Винсент. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М., 1993.
Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. Центр политических технологий. – М., 2002.
Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых./Общ.ред.АА.Мацнев, М.Моммзен. – Москва-Мюнхен-Вюрцбург, 1999.
Политическая регионалистика и этнополитика/ Под ред. Н.П.Медведева. Вып.6. – М., 2009
Путин В.В. Государство Россия. Путь к эффективному государству. Выступление Президента Российской Федерации с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. – М., 2000.
Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. – М.: Издание Государственной Думы, 1997.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Мысль, 1994.
Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). – М., 1994.
Сухарев А.И. Основы регионологии. / НИИ регионологии. – Саранск, 1996.
Токвиль А. Демократия в Америке. Пер. С франц./Предисл. Гарольда Дж.Ласки. – М., 1992.
Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие/колл. авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. – М., 2009.
Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) /Отв.ред. Б.Н.Топорнин. – М., 2001.
Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие/Отв.ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.
Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1995.
Элазар Д.Дж. Что такое федерализм?// Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып.3. – Новосибирск, 1996.
Ященко А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. - Юрьев, 1912.
Список нормативных правовых документов:
Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик. - М., 1977.
Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып.1-2.– М., 1996.
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып.1-3. – М., 1995-1997.
Федеративный договор: Документы. Комментарий. - М., 1992.
Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Утвержден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. //Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. – М., 1984.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999.- № 42 – ст. 5005.
Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 27. Ч. II. Ст. 2709.
Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Российская газета. 2004. 15 дек.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст.3506.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - №40.
Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 39.
Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 3010.
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748.
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». - М., 2012.
Указ Президента Российской Федерации от 07 июня 2012 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям». - М., 2012.
Декларация прав народов России. Принята СНК 15 (2) ноября 1917 г. //Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. – М., 1984.
Декларации о суверенитете союзных и автономных республик. – М., 1990.
Европейская хартия местного самоуправления// Народный депутат. 1993. №11.
Разработчики:
Профессор кафедры национальных и федеративных
отношений РАНХиГС при Президенте РФ,
доктор политических наук Н.П.Медведев