Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 8. № 2 (28), 2019.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Медведев Н.П. Политические проблемы межрегионального сотрудничества и реинтеграции в постсоветском пространстве
Буянов В.С. Русский мир как цивилизационно-культурное пространство
Лузан А.А. Мои размышления об И. Сталине
Ненашев А.Н., Шмидт В.В. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»: политический аспект и идеологический контекст
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Жильцов С.С. Роль Евразийского экономического союза в геополитических процессах на постсоветском пространстве (часть вторая)
Явчуновская Р.А. Современное состояние политики обеспечения безопасности стран Содружества
РЕЦЕНЗИИ
Пряхин В.Ф. Рецензия на статью А.А. Лузана «Мои размышления об И. Сталине»
Сулейманова Ш.С. Рецензия на статью А.А. Лузан «Мои размышления об И. Сталине»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 32.327
Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РЕИНТЕГРАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Объективные обстоятельства заставляют политических лидеров государств-участников Содружества Независимых Государств искать нетрадиционные формы межрегионального сотрудничества между бывшими союзными республиками, а теперь суверенными государствами. Именно поэтому многие формы регионального и межрегионального сотрудничества в рамках СНГ, которые являются международными по форме, по содержанию повседневных связей и отношений трудно отличить от традиционных межреспубликанских, межобластных или межгородских, существовавших в рамках СССР. Этому во многом способствует упрощенный пограничный и таможенный режим, а также возможность в последние годы более упрощенного получения российского гражданства для граждан бывшего Союза ССР. Не случайно в структуре Правительства России наравне с Министерством иностранных дел долгие годы существовало Министерство по сотрудничеству с государствами- участниками СНГ, а в Государственной Думе и теперь этими проблемами наряду с Комитетом по международным делам занимается Комитет по проблемам СНГ. Новой формой экономического сотрудничества Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России стал Евразийский экономический союз.
Ключевые слова: реинтеграция, межрегиональное сотрудничество, СНГ, упрощенный пограничный и таможенный режим, Евразийский экономический союз, постсоветское пространство, региональные конфликты.
УДК 32.327
В.С. БУЯНОВ доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
РУССКИЙ МИР КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В статье исследуется концепция «Русского мира» в ее философско-культурологическом и геополитическом аспектах. Рассматриваются две составные части этого мира – Российская Федерация и русское зарубежье. Анализируется отношение к Русскому миру со стороны других государств.
Ключевые слова: русский мир, соотечественники за рубежом, геополитическое пространство, миграция, русский язык, диаспориальная политика, российская цивилизация.
УДК 32.323
А.А. ЛУЗАН доктор философских наук, профессор, действительный член Российской Академии политической науки, академик Украинской академии политических наук, Украина, г. Краматорск
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ И. СТАЛИНЕ
В мире существует два способа управления обществом – автократический и демократический, между которыми происходит борьба. Оба способа управления берут начало в античном обществе. В Новое время разработчиками автократического способа были Ж.Ж. Руссо и К. Маркс, а демократического – Д. Локк. Большевики наследовали первый способ управления обществом. К ним принадлежал и И. Сталин.
Под руководством И. Сталина произошла индустриализация, коллективизация, победа в Великой Отечественной войне, создание современной системы образования и системы медобслуживания, разработка атомной бомбы.
Черным пятном руководства И. Сталина следует признать чрезмерное количество погибших от голода, репрессий, дела врачей.
Ключевые слова: способ управления обществом, построение социализма в одной стране, индустриализация, коллективизация, победа в Великой Отечественной войне, система образования, система медобслуживания.
УДК 32.323
А.Н. НЕНАШЕВ заместитель начальника Управления общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей, Россия, г. Москва
В.В. ШМИДТ доктор философских наук, профессор, Советник Российской Федерации 1 кл., заместитель председателя Ассамблеи народов России, член Управляющего совета Ассоциации российских религиоведческих центров, директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы, Россия, г. Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ»: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
В статье представлена концепция и подходы к Профстандарту «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» и текст оригинальной версии, которая была направлены в Минтруд России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. В статье также приведены различия с итоговым вариантом Профстандарта, вступившим в силу 07.09.2018.
Ключевые слова: этнополитика, национальные отношения, религиозные отношения, стандарты и стандартизация, профстандарт.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
УДК 32.327
С.С. ЖИЛЬЦОВ доктор политических наук, заведующий кафедрой Дипломатической академии МИД РФ, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
РОЛЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
Практически сразу после распада СССР в конце 1991 года новые независимые государства столкнулись с проблемой налаживания экономических отношений в новых геополитических условиях. При этом часть государств постсоветского пространства – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия – не поддерживали инициативы по созданию интеграционных объединений, выступая за ослабление экономических отношений с Россией и переориентацию внешнеэкономических связей на европейские страны и США. Другие группа государств – Россия, Белоруссия и Казахстан, часть государств Центральной Азии – были приверженцами экономической интеграции, усматривая в этом возможность для сохранения своей промышленности и реализацию планов по индустриализации. Потребность в экономическом взаимодействии определялась задачами сохранения промышленного потенциала, который был создан в период Советского Союза и необходимостью решения текущих социально-экономических проблем. Эти два подхода определяли различные, зачастую диаметрально противоположные подходы стран постсоветского пространства к интеграции и оценки перспектив их будущих взаимоотношений.
Проблемы налаживания взаимодействия на новой основе, исходя их национальных интересов, стояли остро перед странами постсоветского пространства с момента распада СССР. Они не раз пытались реализовать интеграционные проекты. Однако не все из них оказались успешными из-за различных подходов к налаживанию сотрудничества и неготовности передать часть национального суверенитета. Тем не менее, в силу внутриполитического развития и потребностей в сохранении имеющегося экономического потенциала, наибольшее внимание к сотрудничеству в рамках постсоветского пространства уделяли Россия, Белоруссия и Казахстан. На протяжении двадцати последних лет эти страны составляют «ядро» интеграционных организаций, выступая последовательными сторонниками расширения торгово-экономического взаимодействия.
В последние пять лет одним из наиболее перспективных интеграционных проектов является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Казахстан. Формированию ЕАЭС предшествовали проекты создания Таможенного союза и Единого экономического пространства, направленные на расширение сотрудничества и сохранение промышленного потенциала.
Создание ЕАЭС стало возможным в силу возросшей заинтересованности ряда стран постсоветского пространства в углублении сотрудничества на многосторонней основе. Кроме того, непростая ситуация в промышленности, ограниченные возможности к установлению и развитиюравноправных торгово-экономических отношений с западными странами вынуждают постсоветские государства разворачиваться в сторону своих соседей.Дополнительным фактором в развитии интеграционного взаимодействия являются внутриполитическиеи внешнеполитические факторы, прежде всего, политика внерегиональных государств.
В статье рассматриваются итоги деятельности Евразийского экономического союза, анализируется факторы, которые препятствуют расширению сотрудничества стран-участников ЕАЭС, а также рассматриваются возможные направления развития интеграционного объединения.
Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.
УДК 32.327
Р.А. ЯВЧУНОВСКАЯ доктор политических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА
Автор статьи проходит к выводу, что политика обеспечения национальной безопасности стран Содружества находиться в плоскости решения задач регионального характера в области военно-оборонного, интеграционного и коммуникативно-информационного взаимодействия.
Ключевые слова: политика безопасности, региональное сотрудничество.
РЕЦЕНЗИИ
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Лузана А.А. «Мои размышления об И. Сталине»
Рецензент:
В.Ф. Пряхин доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Лузана А.А. «Мои размышления об И. Сталине»
Рецензент:
Ш.С. Сулейманова доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва