Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». № 4 (26), 2018.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Абдильдин Ж.М., Абдильдина Р.Ж. Чингиз Айтматов и крушение советской системы
Зейферт Е.И. Стереоскопичность картины мира Чингиза Айтматова. Тип «большого маленького человека»
Медведев В.Н. К вопросу о конституционно-правовых основах и проблемах трансформации исполнительной власти в Российской Федерации
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Лузан А.А., Лузан С.А. Политика и язык
Медведева Н.Н. К вопросу о внешнеполитическом имидже государства
Md Sazedul Islam Политическое насилие и терроризм в Бангладеш/Political violence and terrorism in Bangladesh
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
Заводова К.А. Образ ХХ века глазами нового поколения
РЕЦЕНЗИИ
Медведев Н.П., Береснев Р.А. Новое поколение о ХХ веке. Мы несем свою правду этому миру? // Рецензия на статью Заводовой К.А. «Образ ХХ века глазами нового поколения»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 32.323
Ж.М. АБДИЛЬДИН доктор философских наук, академик НАН РК, профессор Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
Р.Ж. АБДИЛЬДИНА доктор философских наук, академик НАН РК, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, Республика Казахстан, г. Астана
ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ И КРУШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ
Чингиз Айтматов никогда не утверждал, что Советский Союз, Коммунистическая партия сойдут с исторической сцены, и произойдет крушение советской власти. Но в своих произведениях писатель предупреждал, что советская система заражена опасной для ее существования болезнью, которая может привести к гибели советского государства. Айтматов в своих произведениях показал, что наряду с честными людьми, составляющими здоровую основу общества, в стране растет количество бездуховных, равнодушных, формальных людей, и они не пережитки прошлого, а порождение самой советской системы. Более того, абстрактные, бесчестные люди стали проникать в руководящие органы, занимать видные государственные и партийные посты. Поставив подобный диагноз, писатель надеялся, что советская система найдет в себе силы изменить свою идеологическую, политическую, экономическую основу, поддержит живые и здоровые ростки, существующие в обществе, и сможет выжить, выстоять. Но поскольку система оказалась глухой, не замечала и, что особенно важно, не хотела замечать признаков смертельной болезни, все это привело к ее крушению в начале 1990-х годов.
Ключевые слова: человек, общество, духовные ценности, советская система, культура, нравственность.
УДК 32.323
Е.И. ЗЕЙФЕРТ доктор филологических наук, профессор Института филологии и истории кафедры теоретической и исторической поэтики, Института этнокультурного образования кафедры немецкого языка и литературы, Российского государственного гуманитарного университета, Россия, Москва
СТЕРЕОСКОПИЧНОСТЬ КАРТИНЫ МИРА ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА. ТИП «БОЛЬШОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Автор статьи на примере романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») показывает объемность художественного зрения Айтматова, свойственную ему, с одной стороны, как классику (и не только национальному, но и мировому классику), с другой – как билингвальному автору. Интересно служение одного языка глубинным нуждам другого, второго (первого) родного. К обмену языковыми месседжами в этом романе добавляется еще и обмен месседжами жанровых моделей (философский роман, фанстастический роман, антиутопия, утопия). Здесь виден шов между утопией и антиутопией – ожиданиями Едигея и обманутой надеждой. Основной текст романа обменивается месседжами с предисловием (хоть Айтматов и утверждает, что «не любитель разного рода предисловий и послесловий к литературному произведению»). Творчество Ч. Айтматова, отличающееся ярко выраженным национальным сознанием, вливается в мировую литературу с ее многообразием национальных модусов. Айтматов создает новый тип «большого маленького человека», станционного смотрителя советского времени «застоя», ставит «человека трудолюбивой души» в центр универсума. По терминологии Г. Гачева, Космос романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок» – бесконечная степь, великие сарозеки, Психея – величие большой души степного человека, Логос – умение соразмерить себя и степь в уважении к ней и ее принятии.
Ключевые слова: Чингиз Айтматов, классика, этническая картина мира, билингвизм, тип «большого маленького человека», национальная литература, мировая литература, опрощение, жизнь/смерть.
УДК 32.323
В.Н. МЕДВЕДЕВ кандидат юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, начальник управления Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ И ПРОБЛЕМАХ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации, анализируются конституционно-правовые основы и механизмы взаимодействия федеральных и субфедеральных органов государственной власти и проблемы усиления контроля Президента России за соблюдением органами государственной власти субъектов федерации норм Конституции Российской Федерации при принятии ими региональных законов и других нормативно-правовых актов. Все эти изменения автором названы правовой трансформацией современной модели взаимодействия федеральных и субфедеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, система органов государственной власти, Президент России, федеральное правительство, органы государственной власти субъектов федерации, современная модель взаимодействия, региональные законы.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
УДК 32.323
А.А. ЛУЗАН доктор философских наук, профессор, академик Украинской академии политических наук, действительный член Российской академии политической науки, зав. кафедрой философии Донбасской государственной машиностроительной академии, Украина, г. Славянск
С.А. ЛУЗАН кандидат социологических наук, Россия, г. Москва
ПОЛИТИКА И ЯЗЫК
В статье говорится, что язык политологии должен быть понятен как электорату, так и коллегам-политологам, куда направлена внешняя политика государства. Внешняя политика украинского государства направлена на сближение с ЕС и США. Язык политологии должен отражать это в понятиях, понятных политологии ЕС и США и своему электорату.
Сложнее обстоит с Россией. Украинской власти удалось убедить политические элиты ЕС и США, что в гражданской войне, которая идет в Донбассе виновата РФ, она развязала гибридную войну. Геополитическое положение Украины способствует тому, что политические элиты ЕС и США, особенно последние, по этой причине согласны с украинской властью.
Внешняя политика России, в этой ситуации, направлена в Азию. Но Китай, который РФ стремится взять себе в союзники, сам стремится стать сверхдержавой. Но культурный фактор затрудняет это желание китайской власти. Политология возникла на Западе и Китай сам в этом отношении смотрит на Запад. В таком случае политическая элита России должна ориентироваться на свой электорат и политологов России.
Ключевые слова: однополярный мир, многополярный мир, язык политики, язык политологии, гражданская война в Украине, гибридная война, сверхдержава, факторы, делающие государство сверхдержавой, невозможность Китая стать сверхдержавой, язык политологии РФ.
УДК 32.327
Н.Н. МЕДВЕДЕВА кандидат политических наук, научный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ИМИДЖЕ ГОСУДАРСТВА
В статье раскрываются основные положения и проблемы продвижения внешнеполитического имиджа современного государства. Особый акцент делается на проблемы имиджа России в условиях введения странами Запада санкций против Российской Федерации.
Ключевые слова: внешнеполитический имидж государства, экономические санкции, имидж Российской Федерации, технологии продвижения имиджа.
УДК 32.327
МД САЗЕДУЛ ИСЛАМ аспирант кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ И ТЕРРОРИЗМ В БАНГЛАДЕШ
В статье автор пишет о том, что политические партии способствуют достижению справедливости и прав всех граждан путем участия в выборах и формировании правительства и мобилизации демократических процессов. Из политической истории Бангладеш мы видим, что партия-победитель всегда прибегает к монополии на власть, что создает ситуацию противостояния оппозиционным партиям. Следовательно, доминирующим аспектом партийной системы Бангладеш является насилие. Для политических партий привычным является участие в уличном насилии. Поскольку у оппозиционных партий мало возможностей для участия в официальной системе, забастовки или харталы стали одним из самых популярных средств выражения протеста против правящей партии или правительства. Самые страшные случаи политического насилия происходят в период до и после выборов. Такая хаотичная политическая среда обеспечивает большой простор для религиозных экстремистов, осуществляющих террористическую деятельность в стране. Используя исторический метод, автор анализирует роль политического насилия, способствующую активизации терроризма в Бангладеш.
Ключевые слова: насилие, терроризм, хартал (прекращение работы и торговли в знак протеста или траура), BNP (Националистическая партия Бангладеш), AL (партия Авами Лиг).
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
УДК 32.323; 327
К.А. ЗАВОДОВА бакалавр экономического факультета Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
ОБРАЗ ХХ ВЕКА ГЛАЗАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В современном мире мы каждый день, каждую минуту, каждую секунду находимся в информационном пространстве. И под информационным прессингом. Вокруг нас огромные объемы нужной или ненужной информации. В том числе и информационного хлама. Поэтому даже если на лекциях и семинарах по истории ты спал и никогда не открывал учебник, образ ближайших столетий формируется вполне четко. Ты можешь не знать, когда родился и умер, например, В.И. Ленин, но при этом в полной (или слегка полной) мере понимать его роль и место в истории. То, как видит, ощущает, воспринимает и понимает XX век современная молодежь, в ближайшем будущем обязательно даст о себе знать. Поэтому мое эссе – нарративы о том образе XX века, который сложился в глазах нового поколения. Образа, границы которого распространяются, скажем так, от скептицизма до неоавторитаризма. Об этом мое повествование, в основе которого анализ фактов, событий, настроений и впечатлений. Это свободное размышление как способ познания и уяснения современных реалий над информацией по самым различным, но в то же время и самым определенным аспектам российской и мировой истории, почерпнутых из печатных и электронных источников. Это попытка осмысления событий XX века и тех о нем представлений, которые я получила в общении, при полемике, спорах со своими друзьями, студентами разных вузов, при встречах современного молодежного поколения на самых разнообразных дискуссионных площадках и форумах. К этому поколению молодежи принадлежу и я. И во мне есть толика фрондерского отношения к истории ХХ века, что, как я полагаю, является общим содержанием образного мышления и понимания тех реалий.
Ключевые слова: образ, СССР, революция, социализм, культура, взаимоотношения поколений, современное поколение.
РЕЦЕНЗИИ
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ О ХХ ВЕКЕ. МЫ НЕСЕМ СВОЮ ПРАВДУ ЭТОМУ МИРУ? // РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ ЗАВОДОВОЙ К.А. «ОБРАЗ ХХ ВЕКА ГЛАЗАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Рецензенты:
Н.П. Медведев доктор политических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
Р.А. Береснев бакалавр факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
В рецензии проводится критический анализ статьи молодого исследователя, студентки бакалавриата экономического факультета РУДН К.А. Заводовой. Статья посвящена восприятию современным новым поколением молодежи истории ХХ века, и сформированным или формирующимся в их сознании образам о той эпохе, событиях, фактах и людях. Рецензенты обращают внимание на методологический инструментарий и специфические условия подготовки данного исследования. Представленный в статье материал, способ его описания и анализа (серия вопросов и ответов на них, критический разбор ментальности студенческой страты, погруженной в определенный контекст истории ХХ века) является весьма любопытным и эвристичным. С точки зрения использованной методологии оправдано понимание как новых, так и уже отчетливо проявившихся тенденций, которыми сопровождается массовое и групповое сознание и представление о прошлом. Оправдано и потому, что создается пространство образов через призму еще только формирующегося, неокрепшего опыта и спонтанных реакций на исторические сюжеты той части российского общества, которое еще только вступает в активную жизнь и деятельность. В основе работы, как нам представляется, методология метапознания, конкурирующая с методологией модернизма и постмодернизма; методология не отрицания и отказа от прошлого, что свойственно модернизму и постмодернизму, а принятие его во всех элементах и проявлениях с использованием нового языка коммуникации и посредством языка образов и ассоциаций. Рецензенты положительно оценивают данное исследование-эссе. Поскольку, по их мнению, в нем видится нетривиальный подход к оценке молодежного, студенческого мышления. И потому, что из их образов истории можно легко сделать вывод об особенностях и специфических проявлениях не только воззрений на историю отдельной социальной страты современной России, но и о специфических чертах культуры исторического мышления и осмысления исторического прошлого, свойственного представителям российского общества в традиции и культуре мышления. Подчеркивая субъектность нового поколения, демонстрирующего новые формы и способы познания и понимания истории в образах ХХ века, автор статьи все же, думается, сам об этом не подозревая, выделил одну очень важную черту. Значение ее в том, что как бы не давали о себе знать новые веяния общественной и гражданской жизни, и у нового поколения тренд российской национальной специфики научного и обыденного сознания и мышления, культура исторического познания если и трансформируется, и видоизменяется под влиянием образов новой эпохи и применительно к новому поколению граждан страны, то степень этой трансформации еще не разрушила устойчивые формы национального образного мышления. Возможно, на этом направлении надо искать устойчивость и прочность будущего российской цивилизации и российской общности, носителем которых уже становиться новое поколение и имманентные для него способы образов и стилей мышления и познания.
Ключевые слова: образы ХХ века, новое поколение.